Подбор по параметрам

ЕГЭ

Категории раздела

Мои файлы [2]
Рабочие программы [1]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 20.09.2020, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Пономаревской средней школы
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов



«Использование краеведческих материалов в процессе преподавания учебных предметов на этапе начального обще
02.05.2019, 19:12
«Краеведение – это и форма общественной деятельности, причём такой,
к которой причастны не только учёные-специалисты,
но и значительно более широкий круг лиц,
преимущественно местных жителей
и метод познания от частного к общему,
от простого к сложному, выявление общего и особенного,
метод, опирающийся, как правило,
на междисциплинарные научные связи»
С.О.Шмидт, историк, краевед

Введение.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного и готового отстаивать ее интересы. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
В связи с этим проблема краеведения становится одной из самых актуальных и требует новых подходов.
Теоретическая часть.
Обращение к теме краеведения продиктовано теми изменениями, которые происходят не только в обществе, но и в образовании. Краеведение поможет связать воедино прошлое, настоящее и будущее, наполнит большим нравственным содержанием знания, получаемые как на уроках, так и во внеклассной работе. Оно является одним из важных средств в подготовке обучающихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край, свой город и умеющего хранить их богатейшие культурные традиции. Краеведение поможет более эффективно усваивать материал, повысит интерес к предмету, разовьет любознательность, вкус к исследовательской работе. Краеведение имеет большое духовно-нравственное, воспитательное и образовательное значение, ведь обучающиеся приобщаются к неисчерпаемому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищнице души народа. Любовь к родной культуре, к родному краю, к родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе, к своему городу. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Наши дела в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество. От слов родина, отечество, родной край и возникло понятие «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение совсем недавно, в 20-ые годы прошлого века. Краеведение обозначает: знание о своей ближней родине - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, от частного к общему. Границы «края» подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край)…
Результатом своей работы хочется видеть детей- патриотов своей школы, своего села, края, а, как следствие – своей страны. А чтобы чем-то гордиться, нужно это что-то знать. Мы сейчас находимся в такой ситуации, что культуру России в целом наши дети, в принципе, знают. Им известны имена великих представителей русской культуры. А вот своих земляков, прославивших их малую родину, не знают, а, значит, понятия не имеют, почему они должны гордиться местом, где родились. А ведь именно с любви к своей семье, к месту своего рождения начинается любовь к Родине. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям писали не только зарубежные, но и отечественные педагоги и ученые. В России эту идею развивали В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители. Около 130-ти лет назад К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». Наш современник академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники.
Краеведение – важное средство национального самосознания. Материалы краеведения помогают ученику глубже уяснить такие положения как история – это история людей; каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны. В ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, деревни, города. Очень важно, чтобы у каждого обучающегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков, своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины.
Включение материала по краеведению в урок может решить целый комплекс задач: углубление и расширение знаний, полученных младшими школьниками на занятиях, обогащение их новыми представлениями и понятиями; развитие интереса младших школьников к краеведению; развитие интеллектуальных и практических умений обучающихся: находить нужную книгу, пользоваться справочными изданиями, готовить сообщения, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в рисунках и другое; воспитание чувств, нравственно-эстетическое развитие личности, воспитание коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия, ответственности за порученное дело. Усвоению краеведческого материала способствует окружающая действительность, предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и тому подобное. Целесообразно использовать на уроках в начальной школе местный краеведческий материал, так как он очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров. В то же время он заставляет школьников осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Краеведение является одним из эффективных средств патриотического воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами происходит здесь естественно. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Например, в ходе знакомства с Красной книгой школьникам предлагается создать проект «Красная книга Пономаревского района» для изучения животного мира района. В процессе изучения русского языка, изучая морфологию можно также использовать краеведческий материал, например, при овладении знаниями о собственных и нарицательных именах существительных; качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных; глаголах, числительных.
Большие возможности имеет краеведение при изучении математики по теме: «Скорость. Время. Расстояние». Школьники знакомятся с селами района, территорией своей малой родины.
Поистине безграничны возможности применения краеведческих знаний в литературном и внеклассном чтении(«Библиография»). На данных уроках дети знакомятся с местным устным народным творчеством, получают понятие «диалект», изучают виды диалектов Пономаревского района.
На уроках «Основы православной культуры» изучаются традиции празднования религиозных праздников нашей местности. Смысл многих понятий и явлений в религии рассматриваются с точки зрения как православия так и ислама. Тем самым подчеркиваются единые цели этих двух религий.
В своей практике я использую следующие принципы краеведения: - Концентризм - изучение учащимися родного края по концентрам: Родной дом. Моя родословная. Район, город: прошлое, настоящее и будущее. Школа, ее история, традиции. История района, ее духовные ценности, литература. История, язык и литература области.
- Изучение различных сторон общественной жизни края. Особое внимание уделяется познанию духовно-нравственной жизни людей. Сочетание краеведения на уроках русского языка с другими областями краеведения: литературным, историческим, географическим, этнографическим и др.
- Направленность на воспитание нравственности, духовности и гражданственности обучающихся на основе приобщения их к духовным, общечеловеческим национальным ценностям, идеалам, традициям.
- Приобщение обучающихся к самостоятельному изучению различных источников по литературе и истории края, творческий подход к организации познавательной деятельности обучающихся, использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в деятельности учеников; единство учебного, внеклассного и внешкольного краеведения.
-Постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, библиотеками, архивами, музеями; участие в работе местной общественности, родственников обучающихся.

Практическая часть. Примерное распределение краеведческого материала по программным темам.
1 класс.
№ Предмет Программная тема Предполагаемая краеведческая тема Краткие сведения
1. Русский язык Стили речи. Научный и художественный стиль.
Мой край. Научная статья и
художественный текст-описание о родном крае.
2. Речь устная и письменная. Наша школа. История школы.
3. Написание сочетаний жи-ши,
ча-ща,
чу-щу,
чк, чн, нщ. Растения нашего края.

Животный мир нашего края.

Достопримечательности нашего края. Работа со словами, в написании которых встречаются сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,
чк, чн, нщ.

4. Разделительный мягкий знак. Мой край.

Известные семьи нашего края. Работа со словами, в написании которых встречается разделительный мягкий знак.
Роль семьи в жизни.
5. Алфавит. Значение алфавита. Растения нашего края.
Животные нашего края. Знакомство с различными азбуками.
6 Математика Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Карта Пономаревского района На карте находим точки, кривые, прямые, отрезки
7 Случаи вычитания 12-_ Города Оренбургской области. Названия городов использовать как счетный материал.
8 Окружающий мир Что такое Родина?
Родина, Малая родина. Работа по классификации географических понятий.
9 Что мы знаем о народах России?
Многонациональная семья народов Оренбургской области. Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме.
10 Проект «Моя малая Родина».
Проект о селах Пономаревского района. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
11 Что это за листья?
Растения школьного двора. Проект. Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям
12 Как живёт семья? Проект «Моя семья».
Родословная семьи. Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе¬ние заданий, обсуждение способов и сроков работы
13 Литературное чтение Конкурс чтецов. Стихи поэтов Пономаревского района. Работа над выразительным чтением наизусть.
14 Загадки и песенки. Устное народное творчество Оренбургской области. Работа над классификацией малых литературных жанров .
2 класс.
№ Предмет Программная тема Предполагаемая краеведческая тема Краткие сведения
1. Русский язык Повторение правил написания жи-ши,
ча-ща, чу-щу,
чн. Достопримечательности нашего края. Работа со словами, в написании которых встречаются данные сочетания.
2. Слова с йотированными гласными е, ё, я, ю. Растения нашего края.
Животные нашего края.
Достопримечательности нашего края. Работа со словами, в написании которых встречаются йотированные гласные.
3. Алфавит. Географические названия нашего края. Знакомство с различными азбуками.
4. Правописание парных согласных. Символика нашего края. Иллюстрации герба и флага.

5. Правописание собственных имён существительных. Озёра и реки нашего края. Работа с собственными именами существительными.
6. Родственные слова. Родина – родина. Различие понятий.
7. Удвоенные согласные. Растительный и животный мир нашего края.
Улицы нашего края.
«Соседи» нашего края.
Профессии нашего края. Работа со словами, в написании которых встречаются удвоенные согласные.

Беседа о профессиях родителей.
8 Литературное чтение Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» Школьная библиотека Пономаревской средней школы. История . Подготовиться
к выполнению проекта: подбор материалов, презентация
9 Русские народные песни Народные песни Оренбургской области. Понятия «песня», «народная песня»
10 Потешки и прибаутки, считалки и небылицы Устное народное творчество Оренбургской области Понятия и примеры понятий «потешки», «прибаутки», «считалки», «небылицы».
11 Загадки, пословицы и поговорки Устное народное творчество Оренбургской области Понятия и примеры понятий
«загадки», «пословицы», «поговорки»
12 Разноцветные страницы.
Проверка техники чтения. Текст «За грибным царем» Одноралов Владимир Иванович
Гриб изменяется во времени и в пространстве. Во времени он растет (у молоденького шампиньона шляпка пипочкой, а у зрелого зонтиком). А в пространстве - в разных лесах, на разных почвах - он немного да разный. У нас в темном лесу - подосиновик ярко-рыжий, красный почти, а в светлом румяно-желтоватый. К тому же невозможна, наверное, таблица, исчерпывающая все грибные чудачества. В каждой местности они свои.

13 Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» История переселения немцев в Оренбуржье. Работа над понятием «русские немцы»
14 Математика Час. Минута. Часовые пояса России. Понятие «час», «часовой пояс»
15 Периметр многоугольника Размеры нашей школы. Нахождение периметра на примере здания школы.
16 Окружающий мир «Где мы живем» Родная Страна. Семья народов России Малочисленные народы России. Многонациональный характер населения России;
17 Город и село. Наш дом. Проект:«Родной город(село)»Что нас окружает? (экскурсия) История села Пономаревка в старых зданиях. Привлечь интерес к селу.
18 В гости к осени (экскурсия) Осенние изменения в природе Пономаревского района. Экскурсия на берег реки Дема.
19 Какие бывают растения? Пр. работа№4«Распознавание деревьев, кустарников и трав» Растения Оренбургской области. Работа с гербарием.
20 Красная книга.
Красная книга Оренбургской области. Знакомство с редкими животными и растениями. Структура красной книги.
21 Основы православной культуры. Православный храм- дом Божий. Храм Казанской иконы Божией Матери с. Пономаревка.
История храма.
22 Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. Православные традиции на Покров Пресвятой Богородицы. История праздника. Праздничные традиции разных сел Пономаревского района.
23 Скорби и торжество в православной иконе История одной иконы. Работа над понятиями «скорбь», «торжество».
3 класс.
№ Предмет Программная тема Предполагаемая краеведческая тема Краткие сведения
1. Русский язык Типы предложений по цели высказывания.
Родина. Составление предложений.
2. Язык и речь. Родной край. Родная речь.
3. Алфавит. Достопримечательности нашего города и области.
4. Текст. Тема текста. Мой край. Составление рассуждений-миниатюр «За что я люблю свой край?».
5. Способы образования слов. Географические названия нашего края.
Достопримечательности нашего края.
Способы образования географических названий и достопримечательностей родного края.

6. Склонение имён существительных. Моя страна.
Мой город.
Наша область.
Различие понятий.
Склонение.
7. Связь прилагательного с существительным. Растительный мир нашего края. Различие понятий:
бор
ельник
роща
8. Повторение правил написания жи-ши,
ча-ща,
чу-щу,
чк, чн, нщ. Известные люди нашего края.
Географические названия нашего края.
«Соседи» нашего края.

Работа со словами, в написании которых встречаются данные сочетания.
9 Литературное чтение Произведения прикладного искусства Мастера села Пономаревка. Экскурсия в музей Пономаревского ДДТ
10 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» Стихи об осени оренбургских поэтов. Работа по обобщению знаний по разделу.
11 Математика Площадь. Сравнение площадей фигур Площадь школы. Понятие «площадь2 на примере нахождения площади класса, школы.
12 Окружающий мир Мир глазами эколога Экологические проблемы нашего села. Работа над формированием экологической культуры.
13 Берегите воду! Водные ресурсы нашего района. Выделить проблемы сохранения пресной воды.
14 Образование и разрушение почвы Экскурсия на песчаный карьер(закрытый) Проследить этапы разрушения почвы, образование оврагов.
15 Разнообразие животных Животные Оренбургской области. Рассмотреть разнообразие животного мира.
16 Грибы съедобные и несъедобные Проект «Грибы нашей местности» Запомнить правила сбора грибов.
17 Опора тела и движение Пономаревский ФОК-средство укрепления здоровья. Польза движения для организма
4 класс.
№ Предмет Программная тема Предполагаемая краеведческая тема Краткие сведения
1. Русский язык Работа с текстом. Герои нашего края. Знакомство с подвигами героев.
Рассказы детей о героях своей семьи.
2. Синонимы. Антонимы.
Герои нашего края. Знакомство с героями родного края.
3. Однородные члены предложения. Растительный мир нашего края. Растения весной.
Подснежники.
4. Повторение частей речи. Достопримечательности нашего края.

5. Повторение правил написания сочетаний жи-ши,
ча-ща,
чу-щу,
чк, чн, нщ. Достопримечательности нашего края.
Работа со словами, в написании которых встречаются данные сочетания.
6. Повторение о родственных словах. Родники нашего края. Возникновение родников, легенды о происхождении.
7. Самостоятельные и служебные части речи. Растения нашего края. Деревья (берёза, клён, вяз, орешник, дуб и т.п.).
8. Повторение изученного материала. Библиотеки нашего села. Правописание изученных орфограмм.

9 Окружающий мир Мир
глазами
географа История освоения оренбургской области Понятие о географии как о науке и географических объектах. История создания карт в мире и в России, история
создания глобуса, связанная с чередой географических открытий.
10 Мир глазами историка Археологические памятники оренбургской области Понятие об ис-
тории как о науке. Источники исторических сведений.
Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории
11 Мир глазами эколога Экологические проблемы Оренбуржья. Понятие об экологии и экологических проблемах. Международные соглашения по охране окружающей среды, международные организации, экологические дни
12 Сокровища Земли под охраной человека Красная книга Оренбургской области. Памятники природы Пономаревского района. Понятие о Всемирном наследии, Всемирном природном, Всемирном культурном наследии. Наиболее значимые объекты Всемирного природного
и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга
13 Равнины
и горы России Фильм Оренбургский заповедник. Целеполагание раздела.
Формы рельефа России.
Наиболее круп-ные равнины, плоскогорья,
горы.
Вулканы Камчатки, Ильменский заповедник
14 Зона степей Оренбургская область-степной регион. Местоположение зоны степей, ее природные особенности, флора и фауна. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения.
Питомники
для редких животных. Заповедники
15 Наш край Нахождение Пономаревского района на физической, административной карте и карте природных зон области. Знакомство
с политико-административной картой России. Нахождение своего региона на физической, административной карте и карте природных зон. Выяснение с помощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверхности, в какой природной зоне находится
16 Поверхность нашего края Формы рельефа Пономаревского района Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы от заовраживания, от несанкционированных свалок, терриконов
17 Водные богатства нашего края Водные объекты Пономаревского района. Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе. Источники загрязнения вод
в регионе.
Правила поведения на воде
18 Наши подземные богатства Полезные ископаемые Пономаревского района Выяснение
по карте региона наличия полезных ископаемых: нефти, природного газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, известняка. Экономное использование полезных ископаемых
19 Земля – кормилица. Почвы Пономаревского района. Типы почв.
Почвы родного края. Охрана почв
20 Почвы родного края. Бузулукский бор – пример смешанного лесного сообщества. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса
21 Природные со-общества родного края Природные сообщества, характерные для Пономаревского района Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся
22 Растениеводство
в нашем крае Растениеводство
в Пономаревском районе Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе
23 Животноводство
в нашем крае Животноводство
в Пономаревском районе Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе
24 Страна, открывшая путь
в космос Ю.А.Гагарин в Оренбурге. Начало освоения космоса
в 1957 году. Юрий Гагарин –
первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир»,
МКС. Развитие
СССР до 1980-х
годов: достижения и проблемы. Эпоха
перестройки
в 1980-х. Распад СССР
25 Славные символы России Герб, флаг и гимн Оренбуржья. Государственный герб, флаг и гимн

Примерный дидактический краеведческий материал.
1 класс.
Предполагаемая краеведческая тема Краеведческий материал
1.Мой край. Научная статья о нашем городе.
Оренург – крупный город в России, административный центр Оренбургской области. Оренбург является значимым научным, образовательным, культурным и интеллектуальным центром Поволжья. Площадь города – 259 кв.км . Население Оренбурга 564 773 чел. (1 января 2018 г.)
Художественный текст-описание города.
Наш город расположен на границе Европы и Азии. Одна часть города находится в Европе, а другая –в Азии.
Оренбург — любимый город,
Красотой своей пленит!
Ночью он огнями греет,
Днем ветрами охладит.
Новостройками сияет,
Новизною впечатляет
И проспектами манит.
В парках памятников много,
Длинная ведет дорога
Нас к высокому мосту,
Где Урал наш разливается
На целую версту.
2.Наша школа. Работа с текстом.
Главное в нашей школе не здание, а знание. Отличие всего в одной букве, а какая большая разница в значениях слов! Школа – храм знаний. Когда ты выйдешь из школы, здание останется, а знания ты унесёшь с собой. О школе будут судить не по зданию, а по знаниям её учеников.
- Найди в тексте пословицу.
- Что ты знаешь о своей школе?

3.Растения нашего края.

Животный мир нашего края.

Достопримечательности нашего края. Знакомство с жимолостью.
Жимолость = «волчьи ягоды».
Ландыши (иллюстрация, польза и вред).
Охрана ландышей.
Беседа об ужах. Отличия ужей от гадюк.
Беседа с иллюстрированием (чесночница – растение и животное, чесночник – гриб).
Иллюстрация часов (Башня с курантами на улице Советская).
Беседа о часовне.
Музей-усадьба Аксаковых – памятник природы, истории и культуры, красота рощи, охрана её ресурсов.
Возникновение парка Победы.

4.Мой край.

Известные семьи нашего края. Беседа об Оренбурге.

Беседа об известных семьях.
Встречи с известными семьями.
5.Растения нашего края.

Животные нашего края. Записать по алфавиту.
Одуванчик, ива, цикорий, голубика, пион, незабудка, ландыш, берёза, росянка, орешник, василёк, пшеница.

- Записать по алфавиту названия птиц нашей области.

2 класс.
Предполагаемая краеведческая тема Краткие сведения
1.Достопримечательности нашего края. Знакомство с улицей Пономаревского р-на – улицей Советская.
Аксаков – знаменитый русский писатель.
Беседа о краеведческом музее, набережной реки Урал.
2.Растения нашего края.

Домашние животные нашего края.

Достопримечательности нашего края. Бузулукский бор. Рассказ о Бузулукском боре.

Рассказ о домашних животных нашей области.
Памятник-копилка бездомным животным.

3.Географические названия нашего края. Записать по алфавиту.
Оренбург,Абдулино,Новотроицк,Ясный, Орск,Бузулук, Гай,кувандык, Пономаревка,Соль-Илецк.
- Найди лишнее.
4.Символика нашего края. Иллюстрации герба и флага Оренбургской области. Герб Оренбургской области был утвержден 23 декабря 1996 года и регламентирован законом Оренбургской области "О гербе Оренбургской области".
Герб Оренбургской области представляет собой щит французской геральдической формы, разделенный на две части. В верхней части расположена куница синего цвета, расположенная на белом фоне. В нижней части на красном фоне изображены имперские флаги, православный крест, а также желтый полумесяц. Над щитом изображена корона. Щит располагается в окружении дубовых листьев, переплетенных синей Андреевской лентой.
Гимн – торжественная песня. "Живи, Оренбург!"(сл. Ю.Энтина, муз. Д.Тухманова)
5.Озёра и реки нашего края. Рассказ о соленом озере Развал и Ириклинском водохранилище.
Урал – крупная река области.
Дема– водная артерия района.
Феномен – эти реки текут в противоположном направлении.
6.Родина – родина. Различие понятий.
7.Растительный и животный мир нашего края.
Улицы нашего края.

«Соседи» нашего края.
Профессии нашего края. Иллюстрация белой полыни, рассказ о ее лечебных свойствах.
Знакомство с яшмой.

Знакомство со словом шоссе(Шарлыкское шоссе) Повторение знаний о Бузулукском боре.
Рассказ о городах – Орск, Соль-Илецк.
Беседа о профессиях родителей.

3 класс.
Предполагаемая краеведческая тема Краткие сведения
1.Родина.
Составление различных по цели высказывания предложений.
2.Родной край. Родная речь.
- Как ты думаешь, с чего начинается любовь к родной речи?
Прочитай текст. Согласишься ли ты с этим мнением?
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Д.С.Лихачёв.

3.Достопримечательности нашего города и области. Записать по алфавиту.
Чкалов В.П., Театр музыкальной комедии, вокзал, Карамзин Н.М., Автозавод, Зауральная роща,Пушкин А.С..
4.Мой край. Составление рассуждений-миниатюр «За что я люблю свой край, город?», «Степи Оренбургские…».
5.Географические названия нашего края.

Достопримечательности нашего края.
Покровка, Пономаревка,
Светлое, Степановка- способы образования данных географических названий, краткое знакомство.
Происхождение каменной соли.
Происхождение названия города, беседа о Ю.А.Гагарине.
6.Моя страна.
Мой город.
Наша область.
Различие понятий.
Просклонять существительные
страна
город
область.
7.Растительный мир нашего края. Различие понятий:
бор
ельник
роща
Списать, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
В нашем крае есть … боры, … ельники, … рощи. В … лесу сумрачно и влажно. Здесь растёт ... папоротник. В … рощах много … ландышей и … колокольчиков.
8.Известные люди нашего края.

«Соседи» нашего края.
Географические названия нашего края.
Рычков П.И.- общественный деятель. Дом Рычкова.

Беседа о Башкирии, Уфе.
Знакомство с Бижбулякским районом.

4 класс.
Предполагаемая краеведческая тема Краткие сведения
1.Герои нашего края. Знакомство с подвигом героя – Прохоренко Александра Александровича. Памятник герою.
Рассказы детей о героях своей семьи.
Составление текста «В жизни всегда есть место подвигу».
2.Герои нашего края. Знакомство с подвигом героя – М.Джалиля.
Понятия «Отечество», «Отчизна».
Подобрать синонимы к словам
героизм –
Родина -
Беседа о ВОВ.
Подобрать антонимы к словам
враг –
война –
жестокость -
3.Растительный мир нашего края. Растения весной.
Подснежники.
Найти однородные члены.
В начале весны зацветают некоторые деревья и кустарники, а также травянистые раннецветущие растения. Их называют подснежниками. Развитие их начинается ранней весной, ещё под снегом. Это мать-и-мачеха, первоцвет, пролеска, медуница, ветреница, чистяк, берёза, осина , ива, ольха и, конечно, подснежник.
4.Достопримечательности нашего края.
Демонстрация изделий из яшмы.
Работа с текстом. Определить части речи.
Яшма – поделочный камень окрашены в розовые, красновато-бурые и черные тона, в зеленовато-серые тона.
5.Достопримечательности нашего края.
Терентьевские черноольшанники - памятник природы в Пономаревском р-не.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери – крупнейший храм в Оренбурге и Оренбургской области. Расположен на пересечении улицы Брестской и проспекта Дзержинского, в парке 50-летия СССР.
6.Родники нашего края. Доказать родственность слов
род – родной - родина – родник
Беседа о Серебряном роднике .Возникновение родника, легенда о его происхождении.
7.Растения нашего края. Деревья (берёза, клён, вяз, орешник, дуб и т.п.).
Работа с текстом.
С малых лет я привык любоваться лиственными и ягодными деревьями.
Хороша развесистая белоствольная светло-зелёная берёза. Хорош и клён, и вяз, и орешник. Коренаст, и крепок, и могуч многолетний дуб – патриарх наших лиственных лесных массивов.
(По С.Аксакову).
- Каким членом предложения являются имена прилагательные?
8.Библиотеки нашего села. Пономаревская центральная районная библиотека.

9.Заповедники Оренбургской области Фильм Оренбургский заповедник. /www.youtube.com/watch?v=UQtikhOcgjU
(продолжительность 2мин29сек)
10.Положение оренбургской области на политики-административной карте и карте природных зон России. Карты Оренбургской области.
Планируемые результаты по краеведению выпускника ступени
начального общего образования.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы этики и этикета;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
2) стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
В результате изучения учебных предметов на материале краеведения обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать себя частью национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку и истории родного края, основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Заключение.
Воспитание патриотизма – одна из главных задач нашего дня. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого, влюбленностью в свой язык мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле. В своей педагогической деятельности я буду обращаться к региональному материалу, потому что он: - формирует целостный взгляд обучающихся на развитие края как части России, имеющей свои особенности; - содействует воспитанию патриотизма и гражданственности, погружая ученика в среду проживания через историю области, города, семьи; - развивает навыки исследовательской работы, так как проведение урока невозможно без привлечения дополнительных материалов, найденных ребятами;
- призван способствовать формированию личности ребёнка, как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Принимая активное участие в конкурсах рисунков, сочинений, проектах, ребята знают и помнят, что корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края, что история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках и т.д. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит, ты - их историческое продолжение, значит, ты - частица истории края, частица истории страны.
Работу в направлении патриотического воспитания нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. В краеведении я вижу источник патриотического воспитания школьников, а использование краеведческого материала на уроках вносит оживление, вызывает интерес и помогает глубже познать свой край. Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.

Список литературы.
Атлас Оренбургской губернии с прилежащими к ней местами по «Ландкартам» И. Красильникова и «Топографии» П. И. Рычкова 1755 г./ науч. ред. А.А. Чибилев; Оренб. отд-ние Русского географ. об-ва, Ин-т степи Урал. отд.-ния РАН; авт.-сост. С.В. Богданов – Оренбург: Димур, 2007. – 16 с.: ил.
Россия и Казахские ханства в XVI-XVIII вв. Басин, В.Я.– Алма-Ата: Наука, 1971. – 273 с.
Географический атлас Оренбургской области / Науч. ред. и сост. чл.-корр. РАН А.А.Чибилев. – М.: Изд-во «ДИК»; – Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1999. – 95 с.
История Пономаревского района .Алтухов Н. Г.. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Оренбург : Димур, 2008. Алтухов Н.Г. Топонимика Пономаревского района.2001 г.
История Оренбургская.Злобин Ю.И., Поляков А.Н., Футорянский Л.И., Лабузов В.А. 2015 г.
История родного края. Попов С.А., Матвиевский П.Е., Зобов Ю.С., Десятерик П.К.,Сайгин Н.И., Футорянский Л.И., Швыдченко В.И., Куличкин А.С. 1976 г.
Чибилёв А.А., Петрищев В.П. География Оренбургской области. Природа.2008 г.
Города и районы Оренбургской области: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области – Оренбург, 2008. – 283 с.
Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды оренбургской области в 2013 году г. /Под редакцией К.П.Костюченко. – Оренбург: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. – 268 с.
Греков В.И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725 - 1765 гг. М: Изд-во АН СССР, 1960. – 428 с.
Гуков А.М. Оренбуржье – форпост России / Под ред. А.М. Гукова. - Оренбург: ОАО «ИПК «Южный Урал»», 2010. – 128 с.
История Оренбуржья. – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. – 351 с.
Электронные ресурсы
Города с численностью населения 100 тысяч и более человек. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/year/year2011.rar (Дата обращения: 23.03.2014г.).
О валовом региональном продукте Оренбургской области [Электронный ресурс] URL: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/News/EconomicNews/2013-04-11-16-23-15.html (Дата обращения: 10.02.2014г.).
Стратегия развития Оренбургской области до 2030г. [Электронный ресурс] URL: http: //www.orb.ru/ (Дата обращения: 10.02.2014г.)
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Официальная статистика. [Электронный ресурс] URL: http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orenstat/ru/statistics [Дата обращения: 7.07.2014г.]
Трейвиш А. Россия: население и пространство [Электронный ресурс] URL: http: // demoscope.ru /weekly/ 2003 /095/ tema01.php. (Дата обращения: 4.04.2014г.)
Уфимская губерния. [Электронный ресурс] URL: http://cs-servaki.ru/vlioweolxu/Уфимская_губерния (Дата обращения: 2.07.2013г.)
Федеральное агентство лесного хозяйства. [Электронный ресурс] URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/dep/volga/regions (Дата обращения: 3.09.2014г.)
Численность населения по городам, внутригородским и административным районам Оренбургской области на 1.01.2014. [Электронный ресурс] URL: http://orenstat.gks.ru/ (Дата обращения: 5.07.2014г.)
Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. – М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. – 528с. [Электронный ресурс] URL: http: //www. gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar (6.06.2014г.)
Категория: Мои файлы | Добавил: Галина
Просмотров: 386 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2020