Подбор по параметрам

ЕГЭ

Категории раздела

Мои файлы [2]
Рабочие программы [1]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 21.09.2020, 00:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Пономаревской средней школы
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов



«Применение перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в начальной школе»
02.05.2019, 19:08
Тема моей методической системы «Применение перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в начальной школе».
Я учитель практик. За годы работы прошла большой путь поисков своего «совершенного» урока: пробы и ошибки, взлёты и падения, кратковременные озарения и изучение массы литературы, так как преподавание в начальной школе включают в себя все учебные предметы. Работая учителем начальных классов, не перестаю ставить перед собой задачу – заинтересовать, увлечь учащихся. Научить находить новое самостоятельно. Как помочь ученику выбрать главное, чтобы потом, как по кирпичику, строить здание своих знаний? Выработать свою методическую систему работы не просто, пришлось изучить работу многих учителей – новаторов, и применяя современные технологии, понять необходимость своего собственного метода.
В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается с 3 класса. Большинство второклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс познания, но далее часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению. Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности.
В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие: овладение учащимися методами учебно–исследовательской деятельности; осознание образования для прогрессивного развития общества; развитие умений применять знания на практике и другое.
Изучая результаты исследований международной программы PISA, я пришла к выводу, чтобы получить 15 –летнего ученика, с соответствующими знаниями , необходимо начинать с младшего школьного возраста ставить перед собой и учениками требования,соответствующие международным стандартам.
Меня заинтересовала технология народного учителя СССР С.Н. Лысенковой, которая держится на трех «китах»: комментируемом управлении учением, опорных схемах и перспективной подготовке учеников.
Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, наладить непрерывную обратную связь со всем классом (проговаривание слов, решение примеров, задач, написание букв, цифр и т.д.).
Метод комментирования был широко распространен как опыт липецких учителей в 60-е гг. прошлого столетия. С.Н. Лысенкова развила его, объединив комментирование трех действий: «думаю», «рассказываю», «записываю». Учийсяся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С самого начала учить детей мыслить вслух — один из принципов лысенковских уроков и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Четкий ритм, краткая характеристика — аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения заданий каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок Софьи Николаевны вместо традиционного и очень страшного для маленьких: «отвечай!».
Ведя решение примера, задачи, разбор предложения, ученик не просто отвечает. Подражая в какой-то степени учителю, он старается говорить громко, четко, чтобы всем было понятно. В результате у всех детей вырабатывается хорошая дикция, ясная речь. «Ставлю», «пишу» — на первых порах обучения это очень существенные сигналы, к-рые как бы говорят каждому ученику: «Не отставай, иди за мной!» И действует это гораздо сильнее, чем строгий голос учителя.
Например, ученик отвлекся, смотрит в окно. А учитель уже дал задание. Дважды слышится сигнал ведущего: «Пишу… пишу…». Спохватившись, ученик быстро берет ручку и спешит догнать класс. Ведь отстать нельзя — стыдно! Но никаких резких напоминаний со стороны учителя, как это часто бывает в традиционной школе. На это тоже уходят дорогие минуты урока. Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища — ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, не будешь слушать — не напишешь: ведь учитель не всегда пишет на доске за ведущим. Учитель тоже слушает говорящего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять — голос ученика. Но если вдруг ученик ошибся, тут же лес рук — Таня, Леня, Витя, Андрюша… — все готовы продолжить начатую работу и поправить ошибку. Все в работе, все всё успевают, при этом дети раскованны, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения и в работе учителя с ними.
Что дети понимают, то они принимают — в данном случае методический прием становится движущей силой урока.
Вторым «китом», на к-ром основана технология С.Н. Лысенковой, являются опорные схемы, или просто опоры. Главная ценность в уроке — время. Вот что, по мысли С.Н. Лысенковой, прежде всего отнимают у учителя слабые ученики и вот что он должен выиграть. Спрашивается: на каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся на уроке пассивными, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы. Согласно наблюдениям С.Н. Лысенковой, серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у нек — рых уч-ся не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обусловливает проявление, а затем и нарастание пассивности в работе. Активный ответ — первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. В.А. Сухомлинский говорил: «Мастерство организации умственного труда в младшем возрасте заключается в том, чтобы ребенок внимательно слушал учителя, запоминал, думал, не замечая на первых порах того, что он напрягает силы, не заставлял себя внимательно слушать учителя, запоминать, думать». С.Н. Лысенкова, по ее словам, старается следовать этому совету.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до сформирования понятий, устойчивых навыков — достичь этой цели помогают опорные схемы. Схема — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, к-рые рождаются в момент объяснения. От традиционной наглядности они отличаются тем, что служат опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Ни один из них при этом не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, уменьшилась нагрузка на память.
Ученики С.Н. Лысенковой избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают материал осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Для первоклассников опорные схемы — это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение учебных задач, к условному наглядно- образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда уч-ся отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных связей.
И, наконец, третий «кит» технологии С.Н. Лысенковой — перспективная подготовка. Педагог-исследователь открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. А где же взять время для этого? Оказывается, что высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса, объединение близкого и однородного материала учебника создают тот резерв времени, который можно использовать для опережающего введения в учебный процесс трудного учебного материала. Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Это и есть перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу.
Перспективная (та, которая будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые уч-ся. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. Материал для перспективной подготовки берется из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие, развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Задания на уроке и дома не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним. В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал.
«Киты» С.Н. Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов:
1. Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
2. Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
3. Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» — когда он может ответить.
4. Воспитание организованности и прилежания в ребенке.
5. Взаимодействие с родителями.
6. Связь между годами обучения — преемственность.
Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.
Применяя данную технологию много лет, я добилась того, что ученики не заучивая правил наизусть, владеют теоретическим материалом в полной мере, соответствующей современным требованиям.
На уроках русского языка обязательны несколько этапов:
Первый-словарная работа. Учитываются возрастные требования и обязательно задание к словарной работе. После продиктованного учителем слова, ребенок проговаривает слово, комментируя и записывая под диктовку, только диктует не педагог, а сам ученик. Второй – Повторение пройденного материала в опорных схемах.
Опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Для себя дети заводят тетради , где чертятся опоры по каждой теме. На каждом уроке получения новых знаний они дополняют схему новыми данными, постепенно вводят новые понятия, повторяя уже изученные.
Например:

Постепенно изучая свойства данной части речи, дети дописывают их в опорную схему, при этом они видят целостную картину, повторяя изученное.
Следуя данной технологии , нет необходимости заучивать правила. Теория и так останется в памяти детей, сформируется умение применять данные знания на практике.
Если данную работу проводить систематически, формируется грамотность на всех уровнях и даже слабые ученики с 3-го класса диктант начинают писать не меньше «3»,постепенно улучшая свой уровень.
Например, представляю результаты одной из промежуточных аттестаций:
Результаты промежуточной аттестации (ВПР) (4 класс, 2016-2017 учебный год).
Предмет Количество учащихся, выполнявших работу Получили «5» (количество) Получили «4»
(количество) Получили «3»
(количество) Получили «2»
(количество)
Русский язык 20 4 12 4 0
Математика 20 7 11 2 0
Окружающий мир 20 5 8 8 0
В данной таблице показано, что на «2» не написал ни один ученик.
Я считаю, что весомый вклад в формировании прочных знаний моих учеников внесло то, что на протяжении всех 4-х лет обучения я использовала незаслуженно забытую технология С.Н. Лысенковой. С данной технологией в конце 80-х годов меня познакомила педагог Бугурусланского педагогического училища Левановская Н.И.
Изучая опыт талантливых педагогов прошлых лет , находишь пути решения современных проблем в педагогике и психологии.
Категория: Мои файлы | Добавил: Галина
Просмотров: 1764 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2020